Историческая хроника становления отечественного автопрома
Хотите знать, каким мог быть сегодня наш автомобильный парк, если бы правящие круги России в 1916 году привлекли отечественную промышленность к производству автомобилей? Прирост, планировавшийся 72 года назад, выливался в 10 тысяч машин ежегодно. Но известный баснописец, подметивший «когда в товарищах согласья нет…», явно писал знаменитое произведение на отечественном материале…
…Война для России началась 1 августа 1914 года. Войну нам объявила Германия. А через две с половиной недели Петербург ликовал. 1-я и 2-я армии Западного фронта перешли в решительное наступление на Восточную Пруссию. Русский солдат успешно преодолел Мазурское межозерье.
Но здесь началось нечто непонятное. Командующий фронтом генерал Я. Г. Жилинский потерял управление войсками. Гениальная бездарность командующего 1-й русской армией генерала П. К. Рененкампфа привела к тому, что части Первой и Второй армий перемешались. И тем не менее их действия заставили германское командование остановить успешно развивавшееся наступление на Париж и перебросить большие силы на Восточный фронт. Русские спаcли Париж!..
Неразбериха на фронте, преступная беспомощность командования привели к отходу русских войск из Восточной Пруссии. Большая их часть нашла гибель в Мазурских болотах.
По агентурным данным, части и соединения германской армии, появившиеся в Восточной Пруссии и вступившие в бой против русских наступающих армий, должны были находиться в марше на Париж. Но они каким-то образом оказались на русском фронте. Каким? Очевидно, что быструю переброску войск с Западного фронта на Восточный германское командование смогло осуществить, только используя железнодорожный транспорт.
Так оно и было. А от мест разгрузки эшелонов полки доставлялись к передовой автомобилями этому способствовала сеть хороших дорог прифронтовой полосы.
Русская же армия в своей прифронтовой полосе имела дороги, непроходимые еще со времен Наполеона. Автомобиль в наших войсках все еще был экзотикой, когда в германской армии насчитывалось почти 70000 машин, больше половины которых грузовые. Именно насыщение техникой армейских частей и соединений позволяло германскому командованию быстро перебрасывать силы и средства в нужных направлениях.
Русскому командованию нечего было противопоставить этому. Только череда поражений на Западном фронте, гибель тысяч солдат заставили правящие круги России серьезно задуматься о развитии отечественного автомобилестроения.
21 февраля (5 марта) 1916 года император Николай II утвердил список фирм, которым поручалось до середины 1917 года организовать на своих предприятиях строительство автомобильной техники. Подчеркнем утвердил! Следовательно, императору этот список был предложен. Вероятнее всего, отделом военных сообщений Генерального штаба русской армии.
Решение императора было настолько неожиданным, что вызвало растерянность в Государственной думе. Почти две недели ее деятели приходили в себя. Наконец 4 (17) марта на рассмотрение Думы был внесен проект «Законодательного предположения о привлечении отечественной промышленности к автомобильному производству». Еще через десяток дней газета «Известия Центрального военно-промышленного комитета» порадовала своих читателей тем, что 66 членов Государственной думы подписали проект законодательного предположения… Словом, пошла писать губерния!
Военное ведомство прекрасно понимало: ждать решения Думы чревато. Игра в «демократию» в лучшем случае закончится к концу 1917 года, если не позже. Потому дожидаться ее финала оно не стало и уже через неделю после утверждения списка Николаем II начало заключать контракты с обозначенными там фирмами.
Акционерное общество «Аксай», что в Нахичевани под Ростовом-на-Дону, обязано было развернуть мощности по строительству полутора тысяч грузовиков типа «Панар-Левассор»; товарищество «С. Рябушинский и А. Кузнецов» построить завод мощностью 750 грузовиков типа Fiat; АО воздухоплавания В. А. Лебедева выпускать 750 малых штабных и 750 санитарных машин типа «Крослей» и «Волслей»; АО «Русский Рено» 1500 полуторатонных грузовиков типа «Рено»; АО «РБВЗ», в Филях под Москвой, должно было развернуть производство полутора тысяч автомобилей «Руссо-Балт С-24/30».
Следовательно, к середине 1917 года Россия ожидала от этих пяти компаний создания производственных мощностей по ежегодному выпуску 6750 машин.
Но, как известно, аппетит приходит во время еды. В мае того же 1916-го Военное ведомство заключает с английским инженерным обществом «Бекос» контракт, по которому в подмосковных Мытищах должен быть сооружен автозавод мощностью в 3000 автомобилей в год. Завод казенный, то есть государственный.
Почти 10 тысяч машин в год это уже что-то. Замах, что там говорить, рублевый! А вот удар оказался копеечным. И выяснилось это очень скоро.
Однако прежде на размышления наводят другие факты. Дело в том, что в мирное время, как утверждают некоторые историки, у правительства не было средств на создание отечественной автомобильной промышленности, хотя тратились огромные суммы на закупку автомашин за границей. Только с начала мировой войны до 1916 года было закуплено автомобильной техники на 271 миллион рублей! Если к этому прибавить 180 млн рублей оплаченных заказов, то получится кругленькая сумма более 450 миллионов. Почти полмиллиарда рублей, и не ассигнациями, а золотом. Сколько же автозаводов уже можно было построить на эти деньги, если только на шесть подобных предприятий в 1916-м было выделено больше 160 миллионов ассигнациями?..
Маловероятно, чтобы русские правящие круги в этот исторический момент думали о будущем. Поэтому то, что в мирное время на развитие и поддержку автомобильной индустрии денег не было, а во время тяжелой войны, которая пожирала миллиарды рублей, средства для этой цели вдруг отыскались, поражает…
«Воксхол» прототип малых штабных машин, которые должно было выпускать АО Воздухоплавания В. А. Лебедева.
Наступил шквальный 1917 год. 8 марта на улицы Питера вышли женщины с пустыми кастрюлями, требуя хлеба и мира. Рабочие Петрограда поддержали женщин. Полиция и жандармерия были в явной растерянности. Армия высказала солидарность рабочим столицы. Николай II отрекся от престола. Победила Февральская революция.
Корабль России на волнах Истории испытывал основательные перегрузки. У руля государства становится князь Львов с громким именем, но не с блестящими способностями государственного деятеля. Его сменил велеречивый демагог Керенский.
Владельцы предприятий, получивших солидные кредиты от царского правительства, быстро уразумели, что за эти кредиты с них никто не спросит. Кредиты таяли как масло на раскаленной сковородке, но отнюдь не на благо автомобилестроения. Если что-то и было сделано в этом направлении, так только товариществом «Рябушинский и Кузнецов». Но завод АМО, выросший неподалеку от Москвы, строить автомобили не мог. В лучшем случае мог обеспечить ремонт машин.
Вместо 10 тысяч ожидаемых автомобилей Россия к середине 1917 года получила около десятка «Руссо-Балтов», построенных на предприятиях Рижско-Балтийского вагонного завода, эвакуированных из Риги в 1915 году. Ухабы на дорогах автомобилестроения России оказались непреодолимыми…