• Проверить плоскостность сопрягающейся поверхности головки цилиндров. Если головка цилиндров подверглась шлифованию, установить прокладку головки цилиндров толщиной больше номинальной на 0.3 мм
• Проверить зазор между направляющими втулками и стержнями клапанов. Для этого вставить в направляющую втулку новый клапан так, чтобы его стержень был на уровне кромки втулки. Установить ножку индикатора на боковой торец головки клапана (рис. 1-55) и измерить зазор. Заменить направляющую втулку, если зазор превышает 0,5 мм.
• Смазать моторным маслом маслоотра-жательные колпачки и напрессовать их до упора на направляющие втулки оправкой.
• Вставить клапаны в направляющие втулки клапанов, установить пружины и тарелки пружин. Сжимая пружины специальным приспособлением, установить сухари клапанов.
• Установить держатели распределительных вапов и вставить в отверстия головки цилиндров толкатели клапанов. Держатель впускного распределительного вала маркирован буквой «Е». держатель выпускного распределительного вала —буквой «А».
• Уложить распределительные валы в держатели так. чтобы вершины кулачков впускных и выпускных клапанов 1-го цилиндра были напротив друг друга.
• Установить крышки подшипников. Крышки подшипников впускного распределительного вала маркированы Е1-Е5, выпускного распределительного вала — А1-А5.
• Установить приспособление 11 32 60 на головку цилиндров таким же образом, как при ее разборке.
• Поворачивая эксцентриковый валик приспособления, приложить нагрузку к крышкам подшипников.
• Затянуть гайки крепления крышек подшипников.
• Снять приспособление 11 32 60
• Установить аналогичным способом коышки подшипников другого распределительного вала.
• Установить нижнюю часть впускного трубопровода, предварительно заменив прокладку.
• Установить форсунки, предварительно смазав моторным маслом уплотнитель-ные кольца, и топливопроводы.
• В дальнейшем собирать головку цилиндров в последовательности, обратной снятию. При этом установить новую прокладку верхней части впускного трубопровода.
ПРИМЕЧАНИЕ
После снятия распределительных валов гидравлические толкатели клапанов разжимаются. После установки распределительных валов толкатели самоустанавливаются в рабочее положение через некоторый промежуток времени. В связи с этим после установки распределительного вала необходимо выждать от 4 мин (при окружающей температуре 20°С) до 30 мин (при окружающей температуре 10°С), прежде чем приступать к установке головки цилиндров.
УСТАНОВКА
• Очистить сопрягающиеся поверхности головки цилиндров.
• Снять с головки цилиндров смятые шайбы и установить новью шайбы, приняв меры предосторожности, чтобы не допустить их деформации.
• Установить новую прокладку головки цилиндров надписью «ТОР» вверх и надписью «FRONT»» в сторону привода распределительных валов.
ПРИМЕЧАНИЕ
Если головка цилиндров была прошлифована, установить прокладку толщиной, увеличенной на 0,3 мм.
• Установить на головку цилиндров прокладку крышек механизма газораспределения.
• Поставить головку цилиндров на блок двигателя.
• Слегка смазать моторным маслом болты крепления головки цилиндров.
Рис. 1-55. Измерение люфта клапана в направляющей втулке
Предупреждение
Болты крепления головки цилиндров используются только один раз.
• Убедиться в чистоте глухих отверстий в блоке цилиндров, обратив особое внимание на отсутствие масла на их дне. поскольку при затяжке болтов крепления головки цилиндров момент затяжки будет искажен и могут образоваться трещины в блоке цилиндров.
• Затянуть болты крепления головки цилиндров в требуемом порядке (рис. 1-56).
• Заблокировать распределительные валы в положении установки механизма газораспределения с помощью приспособления 11 32 40.
Предупреждение
Изменять положение распределительных валов можно только поворотом коленчатого вала против часовой стрелки, чтобы поршни цилиндров не заняли положение ВМТ, иначе клапаны будут соприкасаться с поршнем.
• Установить звездочки распределительных валов и надеть на них цепь.
• Затянуть верхний болт крепления направляющей цепи.
• Установить успокоитель цепи.
• Положить натяжитель цепи на накова-ленку и ударить молотком по его наружной втулке, при этом плунжер натяжителя должен разблокироваться.
• Зажать натяжитель в сборе в тисках с мягкими губками и сжать натяжитель так. чтобы первая защелка вошла в отверстие втулки.
• Снова сжать натяжитель до стопорения второй защелки с характерным стуком.
• Разжать тиски. Натяжитель цепи должен остаться в сжатом состоянии. Если нет. повторить указанные выше операции.
• Поставить на место натяжитель цепи.
• Прижать кратковременно башмак натяжителя к гидравлическому плунжеру натяжителя для того, чтобы он занял нерабочее положение.
• В дальнейшем установка цепи проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего:
— установить новую прокладку верхней крышки механизма газораспределения;
— после установки нижней крышки механизма газораспределения заполнить невысыхающим герметиком зазоры в стыках крышек.
— при установке верхней крышки механизма газораспределения завернуть сначала два болта крепления, затем сдвинуть крышку вниз так. чтобы ее край оказался на одном уровне с плоскостью головки цилиндров, и затянуть все болты крепления крышки;
— корпус термостата установить с новой прокладкой, предварительно смазав ее глицерином.
— корпус термостата устанавливать штуцером для удаления воздуха из системы охлаждения вверх,
— заменить самоконтрящиеся гайки;
— при установке выпускного коллектора направить графитовую поверхность прокладок в сторону головки цилиндров,
— после установки головки цилиндров залить жидкость в систему охлаждения и удалить из нее воздушные пробки.
Рис. 1-56. Порядок затяжки болтов головки цилиндров двигателя М42