Разборка коробки передач
• Промыть коробку передач и установить ее на стенд для разборки.
• Слить масло из коробки передач.
• Снять удерживающую пружину вилки привода выключения сцепления
• Снять вилку привода выключения сцел-ления. а с направляюшей втулки — подшипник выключения сцепления
• Снять направляющую втулку подшипника выключения сцепления, отвернув болты крепления.
• Снять сальник.
Рис. 5-4. Детали картера коробки передач марки ZF: 1 — картер КП; 2 — задняя крышка коробки передач; 3 — направляющая втулка подшипника выключения сцепления; 4 —сальник; 5— пробка; 6 — направляющая втулка; 7 — сапун; 8 — пробка контрольно-заливного отверстия; 9 — пробка сливного отверстия; 10— магнитная шайба; 11 —центрирующая втулка; 12 —выключатель света заднего хода
Рис. 5-9. С прессовка картера сцепления с помощью приспособлений BMW 33 1301 и 23 2280
• Снять стопорное кольцо первичного вала. стараясь не повредить поверхность вала.
• С певой стороны картера КП снять оси вилок переключения передач (рис. 5-5)
• С правой стороны картера КП вывернуть выключатель света заднего хода и вынуть ось вилки переключения передач (рис 5-6).
• Вынуть пробку фиксатора штока выбора передач, сняв стопорное кольцо (рис. 5-7).
• Вынуть пружину и фиксатор (рис. 5-8)
• Отвернуть болты крепления задней крышки к картеру КП.
• Спрессовать картер КП. При необходимости использовать съемник BMW 33 1301 с ппастиной 23 2280 (рис 5-9).
• Снять роликоподшипник первичного вала.
• Снять шток выбора передач, следя за тем. чтобы не потерялись четыре ропика.
• Вывернуть оси вилок переключения передач с правой стороны задней крышки (рис 5-10)
• Вывернуть оси вилок переключения передач с левой стороны задней крышки (рис. 5-11).
• Снять рычаг фиксатора, затем пружину и отвернуть болт (рис. 5-12).
• Отвернуть болт с внутренним шестигранным углублением под ключ, крепящий ось промежуточной шестерни заднего хода
• Снять промежуточную шестерню заднего хода, игольчатый подшипник, шайбу, ось и фланец крепления оси
• Просверлить отверстие в заглушке промежуточного вала в задней части задней крышки и вынуть заглушку отверткой
• Включить вручную какую-либо передачу.
• Удерживая фланец вторичного вала с помощью ключа со штифтами, отвернуть болт крепления промежуточного вала и снять шайбу.
• Отвернуть гайку крепления фланца вторичного вала и снять фланец
• Установить съемники на вторичный и промежуточный валы, заведя захваты сиемникоо за сопрягающуюся гкюсрх ность картера и за болты на валах.
Рис. 5-5. Стрелками показаны оси вилок переключения передач с левой стороны картера КП
Рис. 5-7. Снятие пробки фиксатора штока выбора передач: 1 — стопорное кольцо; 2 — пробка
Рис. 5-10. Стрелками показаны оси вилок переключения передач с правой стороны задней крышки
Рис. 5-6. Стрелками показаны ось вилки переключения передач и выключатель света заднего хода на правой стороне картера КП
Рис. 5-8. Снятие фиксатора штока выбора передач 1 — пружина; 2— фиксатор
Рис. 5-11. Стрелками показаны оси вилок переключения передач с левой стороны задней крышки
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Чтобы не повредить сопрягающуюся поверхность картера, подложить под захваты съемников деревянные прокладки.
• Спрессовать вторичный и промежуточный валы, одновременно поворачивая воротки съемников по одной восьмой оборота
РАЗБОРКА ВТОРИЧНОГО ВАЛА
• Отсоединить первичный вал от вторичного, снять блокирующее кольцо синхронизатора V передачи и игольчатый подшипник (рис. 5-13).
• Зажать вторичный вал задним концом в тисках.
• Снять скользящую муфту синхронизатора V передачи, следя за тем. чтобы не выпали три сухаря и три пружины.
• Установить вторичный вал на пресс с опорой на шестерню I передачи
• Нажать на вал с помощью оправки нужного диаметра.
• Снять ступицу синхронизатора (рис. 5-14), блокирующее кольцо синхронизатора передачи заднего хода, шестерню заднего хода, игольчатый подшипник и шестерню I передачи.
• Снять блокирующее кольцо синхронизатора I передачи (рис. 5-16), игольчатый подшипник и скользящую муфту синхронизатора I и II передач.
• Снять стопорное кольцо.
• Опереть вал на шестерню II передами и выпрессовать вал.
Рис. 5-12. Снятие рычага фиксатора: 1—рычаг; 2 —пружина; 3 — болт
Рис. 5-14. Снятие ступицы синхронизатора V передачи и заднего хода
• Спрессовать вторичный и промежуточный валы, одновременно поворачивая воротки съемников по одной восьмой оборота
Рис. 5-13. Отсоединение первичного вала от вторичного: 1—первичный вал; 2 — игольчатый подшипник; 3 — блокирующее кольцо синхронизатора
Рис. 5-16. Снятие блокирующего кольца синхронизатора I передачи
Рис. 5-15. Детали валов коробки передач:
1—фланцы крепления подшипников; 2, 7—-стопорные кольца; 3—дистанционные шайбы; 4— первичный вал; 5, 8 — игольчатые подшипники; 6 — блокирующие кольца синхронизаторов; 9 — ступицы синхронизаторов; 10 — сухари с пружинами; 11—скользящие муфты синхронизаторов; 12 — ведомая шестерня заднего хода; 13 — втулки; 14 — ведомая шестерня I передачи; 15 — промежуточные кольца синхронизаторов; 16 — ведомая шестерня II передачи; 17 — вторичный вал; 18 — шарикоподшипник; 19 — фланец вторичного вала; 20 — гайка; 21—ведомая шестерня привода промежуточного вала; 22 — промежуточный вал; 23 — ведущая шестерня III передачи; 24 — ведущая шестерня IV передачи; 25 —двухрядный шарикоподшипник; 26 — шайба; 27 — болт; 28 — промежуточная шестерня заднего хода; 29 — ось промежуточной шестерни заднего хода; 30 —фланец крепления оси промежуточной шестерни заднего хода; ЗХ — задний ход
• Снять ступицу синхронизатора (рис. 5-17), блокирующее кольцо синхронизатора II передани, шестерню II передани и игольчатый подшипник.
СБОРКА ВТОРИЧНОГО ВАЛА
• Тщательно очистить и промьггь детали.
• Проверить состояние зубьев шестерен и посадочных мест и втулок подшипников
• При каждой сборке заменять стопорные кольца.
• Проверить степень износа блокирующих колец синхронизаторов. Для этого надеть блокирующие кольца на соответствующие шестерни и с помощью набора щупов (рис. 5-18) проверить зазор между кольцом и торцом зубчатого венца синхронизатора Минимально допустимый зазор составпя-ет 0.9 мм для синхронизатора I и II передач, 0.75 мм для синхронизаторов III, IV и V передач и 0,5 мм для синхронизатора передачи заднего хода. При несоответствии зазора указанным величинам заменить блокирующие кольца.
• Установить игольчатый подшипник и шестерню II передачи выемками в сторону переднего конца вала (рис. 5-19).
• С помощью пресса напрессовать до упора ступицу синхронизатора на вал.
• Установить шайбу и стопорное кольцо.
• Установить скользящую муфту синхронизатора I и II передач фаской в сторону заднего конца вапа.
• Установить пружины и сухари.
• Установить скользящую муфту в попо-жение нейтрали.
• Установить блокирующее кольцо синхронизатора I передачи, промежуточное кольцо и внутреннее кольцо, выступы которого допжны войти в выемки ступицы
(рис. 5-20).
Рис. 5-17. Снятие ступицы синхронизатора II передачи
Рис. 5-18. Проверка зазора между блокирующим кольцом и торцом зубчатого венца синхронизатора: X — проверяемый размер
Рис. 5-19. Положение шестерни И передачи при установке. Стрелками показаны выемки
Рис. 5-23. Установка стопорного кольца вторичного вала: 1—стопорное кольцо: 2—регулировочная шайба
Рис. 5-20. Установка синхронизатора I передачи:
1 — блокирующее кольцо; 2 — промежуточное кольцо; 3 —внутреннее кольцо; 4 — выступы; 5 — выемки
Рис. 5-21. Положение шестерни I передачи при установке: 1 — шестерни I передачи; 2 — выступы
Рис. 5-29. Закрепление вилки переключения V передачи и заднего хода с помощью бечевки
Рис. 5-22. Установка ступицы синхронизатора V передачи и заднего хода:
1 — конусный торец; 2 — выемки; 3 — выступы
Рис. 5-23. Установка стопорного кольца вторичного вала: 1—стопорное кольцо; 2 — регулировочная шайба
• Установить шестерню I передачи, совмещая ее пазы с выступами промежуточного копьца (рис. 5-21).
• Напрессовать упорную шайбу и внутреннее копьцо игольчатого подшипника шестерни заднего хода, предварительно нагрев обе детали до 80°С.
• Установить наружное копьцо игольчатого подшипника и шестерню заднего хода
• Установить бпокирующее кольцо синхронизатора передачи заднего хода
• Нагреть до 80°С ступицу синхронизатора V передачи и заднего хода и напрессовать ее на вал конусным торцом вверх (рис. 5-22).
• Установить шайбу и стопорное копьцо.
ПРИМЕЧАНИЕ
Стопорное кольцо не должно иметь зазора в канавке вала. В противном случае установить шайбу большей толщины (рис. 5-23). Имеется несколько размеров шайб по толщине от 3,6 до 4,0 мм.
• Установить скользящую муфту синхронизатора V передачи и заднего хода.
• Завести сухари, установить скользящую муфту в положение нейтрали.
• Установить бпокирующее кольцо синхронизатора III передачи, втулку игольчатого подшипника и соединить вторичный вал с первичным.
Рис. 5-24. Выпрессовка промежуточного вала из блока шестерен с помощью приспособления BMW 23 2310 с упором на шестерню III передачи:
1 — промежуточный вал
Рис. 5-25. Установка скользящей муфты синхронизатора III и IV передач: 1 —фаска
РАЗБОРКА ПРОМЕЖУТОЧНОГО ВАЛА
• Опереть промежуточный вал на шестерню III передачи (рис. 5-24).
• Выпрессовать вал прессом и снять внутреннее кольцо двухрядного шарикоподшипника. шайбу, шестерню IV передачи и втулку игольчатого подшипника, синхронизатор в сборе и шестерню III передачи с втулкой игольчатого подшипника
СБОРКА ПРОМЕЖУТОЧНОГО ВАЛА
• Проверить зазор между кольцами и торцом зубчатого венца синхронизаторов (рис 5-18). При зазоре, меньшем 0,75 мм. заменить кольца синхронизаторов.
• Снять скользящую муфту со ступицы синхронизатора, следя за тем, чтобы не потерялись сухари и их пружины.
• Установить втулку игольчатого подшипника и шестерню III передачи.
• Установить блокирующее кольцо синхронизатора III передачи и напрессовать ступицу синхронизатора.
• Установить внутреннюю втулку игольчатого подшипника шестерни IV передачи.
• Установить сухари и их пружины.
• Надеть скользящую муфту синхронизатора III и IV передач фаской вверх (рис. 5-25) и установить муфту в положение нейтрали.
Рис. 5-26. Завертывание оси вилки переключения передач: 1 —ось
Рис. 5-27. Стрелками показано правильное положение рычага фиксатора относительно вилок переключения передач: 1 —рычаг
• Установить блокирующее кольцо синхронизатора IV передачи, втулку игольчатого подшипника и шестерню
• Нагреть до 80°С упорную шайбу и внутреннюю втулку подшипника и напрессовать их на вал так. чтобы заплечик втулки был обращен вверх
Рис. 5-28. Установка рычага фиксатора:
1 — рычаг; 2 — сторона с шипом наибольшей длины