Управление выбросом вредных, веществ
Все модели автомобилей, оснащённых бензиновым двигателем, могут работать только на неэтилированном бензине. Электронная система управления двигателем (ЭСУД) большинства моделей настроена таким образом, чтобы обеспечить одновременно и достаточно высокую мощность, развиваемую двигателем, и требуемый уровень экономичности, и низкую вредность отработавших газов. Также имеются системы, целью которых является дальнейшее уменьшение вредности выброса. На всех моделях автомобилей установлена система управления отводом картерных газов, которая предотвращает попадание в атмосферу газов, вызванных угаром масла системы смазки двигателя. Имеется система улавливания паров топлива, угольный фильтр которой предотвращает попадание паров бензина в атмосферу. Кроме того, устанавливается система подачи вторичного воздуха, целью которой является скорейший вывод на рабочий режим каталитического нейтрализатора.
Автомобили, оснашённые дизельными двигателями, также имеют систему управления отводом картерных газов, все автомобили оснашены каталитическими нейтрализаторами и системой рециркуляции отработавших газов.
Управление отводом картерных геэов
Система управления отводом картерных газов имеет своей целью не допустить попадания в атмосферу газов, прорвавшихся в картер двигателя из цилиндров, и газов, вызванных угаром масла при контакте его с горячими поверхностями. Эти газы забираются из картера: проходят через фильтр из проволочной сетки, в котором осаждаются частицы масла, содержащегося в газах в виде масляного тумана; попадают во впускной коллектор, откуда — в камеры сгорания цилиндров.
Картерные газы отводятся даже при небольшом разрежении во впускном коллекторе (например, при работе на холостом ходу или при торможении двигателем). При большом разрежении во впускном коллекторе (ускорение автомобиля, работа при полном открытии дроссельной заслонки) газы отводятся значительно быстрее. На автомобилях с дизельными двигателями установлен клапан отвода картерных газов. Он расположен в клапанной крышке и должен регулировать отвод картерных газов.
Управление выпуском отработавших гезов — автомобили, оснащенные бензиновым двигетелем
Для того чтобы уменьшить вредность отработавших газов, все автомобили оснашены трёхкомпонентным каталитическим нейтрализатором. На всех автомобилях, оснащённых нейтрализаторами, система управления двигателем замкнута, то есть имеет обратную связь, в качестве которой выступает лямбда-зонд. Система с обратной связью обеспечивает более точное управление, в результате чего в цилиндры подаются воздух и топливо в соотношении, близком к идеальному для заданных условий работы. Некоторые двигатели имеют по 2 лямбда-зонда. Второй устанавливается в системе после каталитического нейтрализатора и поставляет информацию о содержании кислорода в газах, прошедших через каталитический нейтрализатор.
Пямбда-зонд(ы) имеет встроенный нагревательный элемент, управляемый реле по командам БЭУ двигателем, и предназначенный для скорейшего вывода лямбда-зонда в рабочее состояние, предусматривающее высокуютемпературу. Чувствительный элемент лямбда-зонда реагирует на изменение процентного содержания кислорода в отработавших газах, изменяя своё электрическое сопротивление. Отработавшие газы, вызванные сгоранием переобогашённой смеси, содержат мало кислорода, а вызванные сгоранием обеднённой смеси — много. Идеальное соотношение топлива и воздуха обеспечивает наиболее полное сгорание рабочей смеси и наибольшую экономичность. Это соотношение составляет 14.7 массовых долей воздуха к 1 массовой доле топлива, и называется ‘стехиометрическим соотношением*. На выполнение этого соотношения ина строен БЭУ. Снятие и установка лямбда-зонда описаны в главе 4А.
Для эффективной работы каталитический нейтрализатор должен бытъпрогрет до температуры примерно ЗОО’С. Для скорейшего прогрева нейтрализатора некоторые модели имеют систему подачи вторичного воздуха. Сразу после запуска двигателя часть свежего воздуха, минуя цилиндры, перепускается в выпускной коллектор. Это вызывает «дожигание» отработавших газов и, как следствие, повышение их температуры. Управляет системой БЭУ двигателем.
Упрввление выпуском отработавших гезов — автомобили, оснащённые дизельным двигателем
Каталитическим нейтрализатором оснащены все автомобили, имеющие дизельный двигатель. Нейтрализатор установлен в системе выпуска отработавших газов. Из отработавших газов он удаляет соединения СНиСО.
Система рециркуляции отработавших газов установлена на все автомобили с дизельными двигателями. Она уменьшает содержание окислов азота N0 в отработавших газах, путём возврата некоторой доли отработавших газов в камеры сгорания на «дожигание» этих окислов. Управляет процессом блок электронного управления (БЭУ) двигателем.
Системе улевливания паров топлива — автомобили, оснащённые бензиновым двигетелем
Наряду с установкой нейтрализатора для уменьшения выброса веществ группы СН, на все автомобили с бензиновыми двигателями устанавливается система улавливания паров топлива. Пробка горловины топливного бака сообщается с ёмкостью с активированным углём (адсорбером) (расположенной под правым передним крылом ав-томобиля).котораяпоглошаетпарытоллива. Очисткой адсорбера управляет БЭУ двигателем. Очистка заключается в удалении паров из ёмкости через электромагнитный клапан очистки в камеры сгорания.
Для обеспечения нормального пуска двигателя и предотвращения работы двигателя на холостом ходу на богатой смеси, очистка ёмкости производится БЭУ при прогретом двигателе.
Система выпуска отработавших газов
Система выпуска отработавших газов на автомобилях с двигателями ADP, ADR. APT и ARG включает в себя: выпускной коллектор (с лямбда-зондом), приёмную трубу глушителя, каталитическийнейтрализатор, промежуточный глушитель и задний глушите ль. Автомобили с двигателями AHL и ARM имеют в составе системы выпускной коллектор (с лямбда-зондом), приёмную трубу глушителя с каталитическим нейтрализатором, промежуточный глушитель и задний глушитель. Автомобили с двигателями АЕВ, ANB и APU имеют выпускной коллектор, турбонагнетатель, каталитический нейтрализатор (с двумя лямбда-зондами), приёмную трубу глушителя, промежуточный глушитель и задний глушитель. На автомобилях с двигателями ANA устанавливается выпускной коллектор, приёмная труба глушителя, каталитический нейтрализатор (с двумя лямбда-зондами), промежуточный глушитель и задний глушитель.
Все автомобили с дизельными двигателями имеют выпускной коллектор, турбонагнетатель, приёмнуютрубу глушителя с каталитическим нейтрализатором, короткую соединительную трубу, промежуточный и задний глушители. Система выпуска отработавших газов крепится к кузову через резиновые опоры.
Обычно промежуточная и задняя секции системы выполняются как одно целое, но в цепях ремонта их можно отделить друг от друга (например, для замены одной секции отдельно от другой)