Вентиляция картера двигателя позволяет избежать избыточного давления в картере (возникающего из-за потерь давления при сгорании). Газы подводятся к корпусу воздушного фильтра и оттуда попадают в цилиндр еще раз, участвуя в процессе сгорания. Побочный эффект, состоящий а том, что газы увлекают с собой частички масла, используется для смазки подверженных износу колец седел впускных клапанов: Капельки масла смазывают в некоторой степени и поверхности уплотнителей клапанов и седел клапанов. При этом имеется не слишком много капелек и на выходном отверстии системы вентиляции картера, расположенном на крышке головки блока цилиндров имеется клапан регулировки давления.
На рисунке показана система вентиляции картера двигателя на турбодизельном двигателе. Труба (3) ведет от блока цилиндров к клапану регулировки давления (2). Дальнейший канал идет прямо от головки блока цилиндров в клапан регулировки давления. Оттуда идет шланг (1) к всасывающей части устройство турбонаддува. Стрелка указывает на предохранительный хомутик, который держит вентиляционную трубку в месте соединения с блоком двигателя.
Внимание: Чем больше потеря давления при сгорании и чем сильнее износ поршней, поршневых колец и поверхностей цилиндров, тем сильнее дымление при работающем двигателе из трубки вентиляции картера двигателя. При открытом маслоналивном отверстии можно хорошо определить потери давления. Профессионалы по порции выброшенного воздуха могут определить степень износа двигателя.