Принцип действия
Взаимодействие узлов и деталей системы
Запуск: создаваемое опускающимися поршнями в цилиндрах двигателя разрежение приподнимает анемометрический диск. Управляющий золотник открывает подачу топлива к инжекторам. Во время работы стартера во впускной тракт впрыскивается дополнительное количество топлива из форсунки холодного пуска — при том условии, что двигатель еще холодный. Лишь в этом случае термовыключатель и модуль управления позволяют форсунке холодного пуста сработать. Время ее срабатывания зависит от температуры двигателя.
Прогревание: чтобы в первые минуты после запуска двигатель работал без перебоев, клапан холостого хода открывает канал, через который в двигатель поступает в обход дроссельной заслонки дополнительный объем воздуха.
В системе «K-Jetronic» регулятор прогрева на определенное время снижает управляющее давление, чтобы в двигатель было впрыснуто больше топлива. В системах «KE-Jetronic» и «KE-Motronic» подачу топлива через инжекторы увеличивает корректор состава смеси. Благодаря увеличению подачи воздуха и топлива во время прогрева двигателя повышаются его обороты и обогащается рабочая смесь.
По мере прогревания двигателя клапан холостого хода (или дополнительный воздушный клапан) все более перекрывает подачу воздуха. Одновременно подача топлива также возвращается к норме. Управляющее давление при этом снова возрастает до нормальной величины («K-Jetronic») или корректор состава смеси уменьшает объем впрыскиваемого топлива.
Если жидкость в системе охлаждения еще холодная, при внезапном добавлении газа в двигатели, оснащенные системой «K-Jetronic» впрыскивается дополнительное количество топлива, чтобы избежать перебоев в работе двигателя. Команду на впрыск дополнительной дозы топлива подают так называемый датчик скачков давления, датчик холостого хода и термодатчик, а у пятицилиндровых двигателей — терморегулятор.
Регулятор прогрева (обозначен стрелкой) двигателей, оснащенных системой «K-Jetronic», установлен на левой боковине двигателя. На фото изображен регулятор прогрева пятицилиндрового двигателя
Холостой ход: для равномерной работы двигателя на холостом ходу и плавного разгона при добавлении газа в камеры сгорания подается в обход инжекторов дополнительный воздух. Благодаря этому достигается более мелкое распыление бензина. Воздух к инжекторам подается через патрубки в головке цилиндров и специальный воздуховод. Если обороты холостого хода падают ниже номинальных, клапан холостого хода впускает в двигатель больше воздуха в обход дроссельной заслонки. Аналогично работает двухходовой клапан «малых» двигателей мощностью 66 и 82 кВт. Впрочем, этот клапан открывается лишь тогда, когда обороты двигателя падают ниже 700 об./мин и требуется их подрегулировать.
Нормальный режим работы двигателя и разгон не требуют каких-либо специальных устройств. Анемометрический диск расходомера воздуха поднимается и опускается в зависимости от объема поступающего в двигатель воздуха. Соответственно меняется и подача топлива к инжекторам: чем больше воздуха, тем больше топлива, и наоборот. Нужное соотношение обьемов воздуха и топлива, при котором горение идет в оптимальном режиме, устанавливается автоматически.
Режим работы с полной нагрузкой: при нажатии педали газа до упора датчик углового положения дроссельной заслонки сигнализирует о том, что требуется максимальная мощность двигателя. Корректор состава смеси получает команду подавать к инжекторам топливо сверх нормы.
У пятицилиндровых двигателей с системой «K-Jetronic» обогащение рабочей смеси при работе с полной нагрузкой включается через вакуумный патрубок регулятора прогрева, где падает управляющее давление.
Двигатели JN и DZ не имеют системы обогащения рабочей смеси при работе с полной нагрузкой. Режим принудительного холостого хода имеют двигатели всех модификаций (см.табл. 17.2).