В следующих разделах мы приводим описание тех способов диагностики системы впрыска, для которых не требуется специальных инструментов или измерительной аппаратуры. Если, действуя по нашим указаниям или с помощью системы самодиагностики Вы заподозрили ту или иную деталь, здесь изложена методика ее проверки.
Примечание: Схемы электросистемы двигателя приведены ниже в соответствующей главе.
Проверка инжекторов
• Отключите зажигание.
• Чтобы проверить, подается ли в двигатель бензин, отверните винт, крепящий бензопровод к инжектору.
• Отворачивая винт, держите наготове тряпку, так как в большинстве случаев из бензопроводов брызгает топливо. Если этого не произошло, попросите помощника включить стартер.
• Если топливо в бензопроводе есть, далее проверьте сам инжектор.
• Снимите инжектор (см. ниже соответствующий раздел).
• У пятицилиндровых двигателей предварительно необходимо снять верхнюю часть впускного коллектора.
• Держите наготове емкость или тряпку для сбора вытекшего топлива.
• Отсоедините толстый воздушный шланг, соединяющий регулятор состава рабочей смеси и патрубок дроссельной заслонки, чтобы получить доступ к анемометрическому диску.
• Выньте из центрального коммутатора реле топливного насоса и замкните в его гнезде контакты 48 (или 30) и 52 (или 87) куском проволоки. Теперь топливный насос должен включиться.
• Приподнимите рукой анемометрический диск в распредели-телетоплива. Из инжектора должна брызнуть конусообразная струйка бензина. Если этого не произошло:
• Попробуйте приподнять анемометрический диск до упора. Повторите проверку.
• Таким же образом можно проверьте разброс объемов топлива, впрыскиваемого инжекторами в цилиндры, хотя проверка эта
очень приблизительная.
• Подставить под все инжекторы четыре или пять мензурок; при этом не перегибайте бензопроводы.
• Приподнимите анемометрический диск примерно на 2 см.
• Поручите помощнику замкнуть, как было упомянуто, гнезда реле кусочком проволоки до того момента, пока в первую мензурку не нальется 20 см3 (мл) топлива.
• Сравните количество впрыснутого в мензурки топлива; разброс по цилиндрам не должен превышать 3 см3.
• Если разброс больше, поменяйте местами инжекторы, впрыскивающие наибольшее и наименьшее количество топлива. Повторите замер.
Сняв держатель инжекторов (1), инежкторы (3) вместе со вкладышами (2) можно легко извлечь из отверстия головки цилиндров (обозначено стрелкой)
Слева: инжектор четырехцилиндрового двигателя Справа: инжектор(2) пятицилиндрового двигателя с электрическим разъемом (1) |
• Если инжекторы продолжают давать тот же разброс и на новом месте, их необходимо заменить.
• Если результаты замеров по цилиндрам не изменились, то, вероятно, засорен ведущий к инжекторуе бензопровод или неисправен распределитель топлива.
• Проверка герметичности инжекторов: в течение двух минут после включения топливного насоса при поднятом анемомет-рическом диске из инжекторов не должно капать топливо.
• Описание установки инжекторов см. ниже.
Проверка форсунки холодного пуска
• Отключите зажигание.
• Снимите форсунку холодного пуска, отсоедините ее электрический разъем,бензопровод не отсоединяйте.
• Ненадолго включите стартер, чтобы топливный насос создал давление в системе питания.
• Подставьте под форсунку емкость, присоедините к электрическим выводам форсунки временные провода.
• Соедините свободные конца проводов с полюсами аккумулятора — один с «плюсом», другой с «минусом».
• Из форсунки должна брызнуть конусообразная струйка бензина.
• Проверка герметичности форсунки: отсоедините провода.
• Еще раз ненадолго включите стартер, чтобы топливный насос создал давление в системе питания.
• Насухо вытрите форсунку. В течение минуты из нее не должно вытечь ни одной капли бензина.
Проверка распределителя топлива
• Ненадолго (примерно на 10 секунд) включите двигатель или стартер, чтобы создать в системе питания полное давление.
• Снимите крышку и фильтрующий элемент воздушного фильтра.
• Снимите толстый шланг, соединяющий регулятор состава рабочей смеси и патрубок дроссельной заслонки.
• Поднимите открывшийся анемометрический диск вверх до упора. На всем пути его сопротивление не должно меняться.
• При быстром опускании анемометрического диска не должно ощущаться сопротивления. Если оно ощущается, необходимо заменить расходомер воздуха.
• Если при движении вверх анемометрический диск заедает, но вниз движется легко, заедает управляющий золотник в распределителе топлива. Замените распределитель топлива.
Проверка расходомера воздуха
• Прогрейте двигатель; перед началом проверки прогретый двигатель должен проработать не менее 10 сек.
• Ослабьте хомуты воздушного шланга между регулятором состава смеси и патрубком дроссельной заслонки.
• Проверьте положение анемометрического диска: его сторона, обращенная к бензопроводам, должна быть точно на 1,9 мм ниже верхнего края узкой цилиндрической части диффузора, предельное значение этого зазора — 2,1мм (см.рисунок внизу).
• Если положение диска неправильное, его можно приподнять и, подгибая его проволочный держатель, отрегулировать положение диска в шахте расходомера воздуха. Плоскую пружину не подгибать!
• Теперь проверьте, не касается ли анемометрический диск стенки диффузора.
• Если это так, нужно ослабить находящийся в центре диска крепежный винт и отцетровать диск заново.
• После этой регулировки необходимо проверить обороты холостого хода и содержание СО в выхлопных газах.
Проверка термовыключателя
Кроме систем «KE-111-Jetronic» и «KE-Motronic»
• Проверка термовыключателя производится при холодном двигателе.
• Отключите зажигание.
• Отсоедините электрический разъем от форсунки холодного пуска, присоедините к контактам разъема вольтметр или контрольную лампу.
• Попросите помощника провернуть двигатель стартером.
• Напряжение на контактах в зависимости от температуры должно появляться в течение следующего времени:
• Четырехцилиндровый двигатель: при О’С 3-6 сек., при 10° С не более 2-6 сек., при 20С 1 -4 сек.
• Пятицилиндровый двигатель: при О’С 2-6 сек., при 10 С — до 3 сек., при 20С напряжения появляться не должно.
• Если температура окружающей среды не соответствует указанным величинам, снимите термовыключатель и погрузите в воду соответствующей температуры. Затем для проверки соедините электрический разъем термовыключателя и приложите его к «массе».
На чертеже показано правильное положение анемо-мет-рического диска (1) в диффузоре. Расстояние между ним и верхним краем узкой цилиндрической части диффузора (обозначена стрелкой) должно составлять точно 1,9 мм. При необходимости отрегулировать положение диска, слегка подгибая пружину (3). На расходомерах последних выпусков вместо пружины имеется регулировочный винт. В этом случае положение анемо-метрического диска регулируется им
На фото Вы видите регулятор состава горючей смеси с потенциометром анемометрического диска (1), воздушную сетку (2), диффузор (3), анемометрический диск (4), регулятор давления (5) и распределитель топлива(6)
Проверка регулятора прогрева двигателя
Только система «K-Jetronic»
• Отключите зажигание.
• Отсоедините электрический разъем регулятора прогрева двигателя.
• Присоедините к контактам разъема вольтметр или контрольную лампу.
• Попросите помощника включить стартер. На контактах должно появиться напряжение аккумулятора (контрольная лампа горит). Если напряжения нет, проверьте проводку.
• Присоедините к контактам разъема регулятора прогрева омметр.
• Нагревательная спираль должна иметь сопротивление 20-26 Ом (четырехцилиндровый двигатель) или 16-22 Ом (пятицилиндровый двигатель).
• Если спираль оборвана, заменить регулятор прогрева двигателя.
Проверка дополнительного воздушного клапана
Двигатели JN и DZ
• Отключите зажигание.
• Отсоедините электрический разъем дополнительного воздушного клапана.
• Присоедините к контактам разъема вольтметр или контрольную лампу.
• Попросите помощника включить стартер. Контрольная лампа должна загореться, иначе в проводке имеется обрыв.
• Проверка работоспособности дополнительного воздушного клапана производится при холодном двигателе и отсоединенном электрическом разъеме:
• Запустите двигатель.
• Пережмите воздушный шланг дополнительного воздушного клапана зажимом. Обороты двигателя должны упасть.
• Присоедините электрический разъем, прогрейте двигатель.
• Снова пережмите воздушный шланг; обороты двигателя должны оставаться постоянными.
• Если это не так, диафрагма дополнительного воздушного клапана заедает.
• Отсоедините шланг, загляните внутрь клапана через карманное зеркальце.
• Просвет шланга должен быть закрыт. Если это не так, замените воздушный клапан.
Проверка системы стабилизации оборотов холостого хода
Двигатели SD и PS с катализатором
• Включите зажигание, коснитесь клапана холостого хода рукой; колебания клапана во время работы должны чувствоваться наощупь, в противном случае неисправен сам клапан или его электрическая проводка.
• Отсоедините электрический разъем от клапана холостого хода.
• Присоедините вольтметр между средним контактом электрического разъема и «массой».
• Включите зажигание; вольтметр должен показывать около 12 В (напряжение аккумулятора) — в этом случае электропитание системы холостого хода в порядке.
• Замерьте вольтметром напряжение между средним и одним из внешних контактов разъема; оно должно быть всегда на 1 -2 В ниже напряжения аккумулятора.
• Если напряжение в обоих случаях соответствует норме, подача регулирующего напряжения с модуля управления системы «KE-Jetronic» в порядке.
• Проверка клапана: подключите омметр между средним и одним из внешних контактов клапана. Каждый раз омметр должен показывать небольшое сопротивление. «Бесконечность» означает обрыв обмотки клапана; в этом случае он неисправен.
Дополнительный воздушный клапан (2) установлен спереди на впускном коллекторе. Для проверки его работоспособности передний воздушный шланг (1) отсоединен. Электрический разъём (3) и задний воздушный шланг (4) еще не отсоединены
Клапан стабилизации холостого хода (обозначен стрелкой); слева — пятицилиндрового двигателя, справа — четырехцилиндрового двигателя |
Проверка системы стабилизации оборотов холостого хода
Двигатели KVn PS без катализатора
• Включите зажигание, коснитесь клапана холостого хода рукой; колебания клапана во время работы должны чувствоваться на-ощупь, в противном случае неисправен сам клапан холостого хода, датчик температуры или модуль управления холостого хода в дополнительном блоке реле.
• Проверка клапана холостого хода: отсоедините электрический разъем распределительного клапана. Замерьте омметром сопротивление между выводами клапана: омметр должен показывать небольшое сопротивление. °° Ом обозначает обрыв обмотки клапана; в этом случае он неисправен.
• Проверка датчика температуры: датчик температуры установлен сверху на патрубке шланга системы охлаждения, который находится слева в передней части двигателя.
• Присоедините к выводам датчика омметр.
• При +20″ С, омметр должен показывать около 1000 Ом, при рабочей температуре охлаждающей жидкости — около 50 Ом.
• При других показаниях омметра датчик необходимо заменить.
• Если датчик температуры и клапан холостого хода в порядке, единственная возможная причина неисправности — обрыв в проводке или неисправный модуль управления. Проверьте и при необходимости замените модуль.
Проверка системы повышения оборотов холостого хода
Двигатели JN и DZ
• Проверка работоспособности двухходового клапана повышения оборотов холостого хода производится при прогретом до рабочей температуры двигателе.
• Запустите двигатель на холостых оборотах.
• Включите все потребители.электрического тока.
• Ввинтите до упора регулировочный винт оборотов холостого хода (см. ниже).
• Если обороты упадут ниже 700 об./мин, двухходовой клапан должен открыться; после этого обороты снова повышаются.
• Повышение оборотов можно уловить на слух или измерить тахометром.
• Пережмите шланг двухходового клапана зажимом.
• Обороты двигателя должны упасть.
• Теперь отрегулируйте обороты холостого хода до величины 900 об./мин (зажим со шланга не снимайте).
• Снимите зажим со шланга; обороты поднимаются, при 1050 об./ мин клапан снова закрывается, обороты падают до нормальной величины.
• Если этого не происходит, замените клапан или модуль управления, находящийся в блоке реле под щитком приборов.
Проверка датчика углового положения дроссельной заслонки
Все двигатели, кроме JN
• Присоединить провода омметра непосредственно к датчику, который частично находится под патрубком дроссельной заслонки, невозможно. Можно лишь разъединить электрический разъем, к которому имеется доступ сверху. Измерения проводятся на выводах датчика;
Датчик углового положения дроссельной заслонки (1) и соединительный разъём (2) на четырехцилиндровом двигателе
• Датчик холостых оборотов: присоедините омметр к гнездам 1 и 2 разъема.
• Когда дроссельная заслонка находится в положении оборотов холостого хода, омметр должен показывать 0 Ом. Если слегка приоткрыть дроссельную заслонку, стрелка омметра должна прыгнуть на «бесконечность».
• Датчик работы с полной нагрузкой (кроме двигателя OZ): присоедините омметр к гнездам 2 и 3 разъема.
• Когда дроссельная заслонка находится в положении «полный газ», омметр должен показывать 0 Ом. Если чуть закрыть дроссельную заслонку, стрелка омметра должна прыгнуть на «бесконечность».
Проверка датчика скачков давления
Только система «K-Jetronic»
Датчик скачков давления является частью системы обогащения горючей смеси при разгонах холодного двигателя, которая при резком добавлении газа впрыскивает через форсунку холодного пуска дополнительное количество топлива. Датчик скачков давления проверяется при резком разгоне холодного двигателя:
• Разъедините электрический разъем, присоедините омметр к выводам датчика; омметр должен показывать «бесконечность».
• Запустить двигатель и резко дать полный газ; стрелка омметра должна прыгнуть на 0 и вернуться обратно. Если этого не произошло, замените датчик скачков давления.
Проверка датчика температуры двигателя «KE-Jetronic», «KE-lll-Jetronic», «KE-Motronic»
• Датчик температуры четырехцилиндрового двигателя ввинчен снизу в патрубок шланга системы охлаждения, находящийся слева в передней части двигателя.
• Для проверки этого датчика необходимо подключить к обоим его выводам омметр.
• Показания омметра зависят от температуры.
• Соответствует ли сопротивление датчика температуре, можно увидеть на графике вверху страницы.
• Пятицилиндровый двигатель имеет двойной датчик температуры, дающий информацию для системы впрыска и электронной системы зажигания.
• У этого датчика необходимо замерять сопротивление между каждым из выводов и «массой» (картером двигателя).
Проверка лямбда-регулировки
Проверить работоспособность системы лямбда-регулировки относительно легко, но для этого требуется соединительный провод и радиолюбительский амперметр. Можно также проверить лямбда-регулировку с помощьюприбора для измерения процента СО в выхлопных газах. Ниже дано описание проверки электрическим методом.
• Перед началом проверки необходимо прогреть двигатель.
• Отсоедините электрический разъем от корректора состава смеси, подключите самодельный адаптер из двух однополюсных вилок и куска провода между корректором и проводом.
• Разъедините один из проводов адаптера и подключите к миллиамперметру.
• Запустите двигатель на холостых оборотах.
• Запишите измеренную величину.
• У четырехцилиндровых двигателей пережмите тонкий воздушный шланг, соединяющий впускной коллектор и систему вентиляции картера. При этом содержание СО в выхлопных газах повышается.
• На это должна отреагировать система лямбда-регулировки: управляющий ток должен на короткое время упасть и снова возрасти.
• У четырехцилиндровых двигателей с системой впрыска «KE-Motronic» отсоедините показанный на правом фото внизу шланг.
• Управляющий ток должен возрасти.
• У пятицилиндровых двигателей выньте масломерный щуп.
• Управляющий ток должен возрасти.
• У всех двигателей: если этого не происходит, одна из деталей системы лямбда-регулировки вышла из строя.
• В этом случае нужно попробовать разъединить электрический разъем лямбда-зонда и приблизительно на 20 сек. прижать к «массе» зеленый провод, идущий к модулю управления.
• Если теперь управляющий ток изменился, модуль управления «КЕ» в порядке, однако лямбда-зонд неисправен — его необходимо заменить.
• Если ничего не изменилось, неисправен модуль управления «КЕ».
Примечание: Основным условием работоспособности лямбда-регулировки являются правильно отрегулированные обороты холостого хода, т.е. содержание СО в выхлопных газах должно соответствовать норме, иначе система лямбда-регулировки всегда будет находиться в одном из крайних положений диапазона. То же самое происходит, если рабочая смесь сильно обеднена из-за проникновения в систему постороннего воздуха (см.выше).
Проверка датчика температуры двигателя (см. иллюстрации внизу и на стр.77). Этот график показывает, каким должно быть сопротивление датчика при той или иной температуре