Крутящий момент двигателя передается на входной вал механической коробки передач. На этом входном или ведущем валу надеты 5 шестерен (включая шестерню заднего хода; у пятиско-ростной коробки передач их даже 6), которые находятся в постоянном зацеплении с 6 соответствующими шестернями на так называемом ведомом валу. Эти шестерни вращаются свободно, пока одна из них при включении той или иной передачи не соединяется с сопряженной зубчатой муфтой на валу. Соотношение количества зубьев у той или иной пары шестерен является передаточным числом соответствующей передачи. Как и все легковые автомобили, наш «Ауди» имеет полностью синхронизированные передачи переднего хода. Дополнительно синхронизирована даже передача заднего хода, чтобы избежать скрежета при ее включении.
Шестерни на ведущем и ведомом валах установлены на игольчатых подшипниках. Таким образом, жесткой кинематической связи между валами и шестернями не существует. Как уже указывалось, шестерни постоянно находятся в зацеплении.
При переключении передач устанавливается зацепление не между шестернями, а между шестерней и валом. Чтобы выровнять скорость вращения вала и шестерни, шестерня сначала соединяется с валом через фрикционные элементы. Благодаря трению более быстро вращающийся вал притормаживается до тех пор, пока их вращение не синхронизируется и можно будет установить между ними кинематическую связь. Поскольку для такой синхронизации требуется время, передачи не следует «втыкать» с силой, особенно когда двигатель не прогрет, а трансмиссионное маслоеще густое.
Затрудненное переключение передач
Если передачи включаются туго или после долгого пути их переключение внезапно начинает заедать, причиной такой неисправности чаще всего является не коробка передач, а сцепление (подробнее об этом см. предыдущую главу).Описываемая ниже
регулировка механизма переключения предназначена лишь для того, чтобы установить рычаг переключения передач в правильное положение и оптимизировать его ходы.
Регулировка переключения передач
• Установите рычаг переключения передач в нейтральное положение.
• Снимите ручку рычага переключения передач.
• Извлеките ножом маленькую заглушку, находящуюся перед рычагом ручного тормоза, и выверните находящийся под ней винт с крестообразным шлицем. Теперь можно снять декоративное обрамление рычага переключения передач.
• Под автомобилем немного ослабьте шестигранный болт на нижнем конце рычага переключения передач, чтобы рычаг и тягу переключения передач можно было вращать относительно друг друга.
• Установите рычаг переключения передач вертикально и придайте ему такое положение, чтобы оба выступа шарового шарнира имели одинаковый зазор относительно его корпуса (см. левое фото внизу).
• Осторожно затяните болт под автомобилем, следя за тем, чтобы не сбить регулировку.
• В заключение проверьте работоспособность механизма переключения передач:
• В нейтральном положении рычаг переключения передач должен находиться на уровне 3-ей и 4-ой передачи.
• Попробуйте включить все передачи. Проверьте работу блокиратора включения заднего хода.
• При необходимости ослабьте болты, крепящие корпус шарового шарнира, и поверните его в ту или иную сторону.