Обычно амортизаторы не выходят из строя внезапно. Их эффективность снижается постепенно, к чему водитель незаметно привыкает. Поэтому необходимо придерживаться следующего правила: после того, как износились два комплекта резины, амортизаторы сохраняют лишь 50% первоначальной эффективности и подлежат замене.
Общеизвестен «метод встряхивания», когда автомобиль встряхивают за соответствующее крыло и внезапно отпускают — колебания кузова должны немедленно прекратиться. Однако этим способом невозможно получить точный диагноз; он пригоден лишь для того, чтобы выявить полностью вышедший из строя амортизатор.
Более точную картину состояния амортизаторов дает специальный испытательный стенд. На основе выданного им графика можно достоверно судить о работоспособности амортизаторов. Такие испытательные стенды в передвижном варианте имеют автоклубы, а также некоторые станции техобслуживания и пункты проведения техосмотров.
Возможные неисправности амортизаторов
Имеются несколько признаков, по которым можно безошибочно судить о падающей эффективности амортизаторов:
• Вибрация рулевого управления, поскольку у колес нет постоянного контакта с дорогой.
• После наезда на неровности кузов раскачивается.
• «Рысканье» на поворотах, поскольку находящиеся внутри поворота колеса недостаточно сильно прижимаются к земле, а внешние недостаточно разгружены.
• Прерывистый тормозной путь при резком торможении.
• Неравномерный и повышенный износ шин.
• Большие масляные пятна на наружной поверхности амортизатора и под тарелкой амортизационной стойки. Однако небольшие утечки жидкости являются нормальным явлением.