Двигатель работает с наибольшим к.п.д. в том случае, если топливно-воздушная смесь воспламеняется в тот момент, когда она сильнее всего сжата. Эта наибольшая степень сжатия в четырехтактном двигателе достигается в тот момент, когда поршень, двигаясь вверх, завершил ход сжатия и начинает двигаться вниз.
Перед тем, как направление движения поршня меняется на противоположное, он на долю секунды застывает на месте. Эта точка называется «верхней мертвой точкой» (в.м.т.) Противоположная ей нижняя точка хода поршня является «нижней мертвой точкой» (н.м.т.), которая, впрочем, нас в данный момент не интересует.
Однако вернемся к правильному выбору момента вспышки: идеальный момент вспышки — это тот момент, когда поршень только начал двигаться вниз. Рабочая смесь сильнее всего сжата, и поршень можно энергично направить вниз по цилиндру.
Однако, если бы момент вспышки точно совпадал с приходом поршня в в.м.т., это было бы неправильно. Чтобы рабочая смесь воспламенилась и давление сгорания достигло максимальной величины, требуется определенное время (примерно 1/3000 сек.), и вспышка производится раньше, чем поршень встанет в в.м.т. Это называется «опережение зажигания». Таким образом, хотя «стартовый выстрел» для вспышки производится еще тогда, когда поршень движется вверх, давление сгорания появляется лишь чуть позже того момента, когда поршень пройдет в.м.т.
Верхняя мертвая точка и опережение зажигания
Чем быстрее вращается коленчатый вал двигателя, тем раньше должна происходить вспышка в цилиндрах, поскольку, как уже говорилось в предыдущем разделе, для сгорания рабочей смеси
всегда требуется одинаковое время.
Лишь при более раннем зажигании вспышка будет и в этом случае происходить точно в оптимальный момент — как раз тогда, когда поршень начал двигаться вниз.
Однако это не единственный фактор, влияющий на сгорание рабочей смеси. Если педаль газа нажата лишь слегка (двигатель работает с «частичной нагрузкой»), рабочая смесь в камерах сгорания воспламеняется тяжелее, горит медленнее и следовательно, зажигание также должно быть более ранним.
Позднее зажигание
В других ситуациях требуется более позднее зажигание. В этом случае вспышка происходит лишь тогда, когда поршень давно прошел в.м.т. — почти на ходе выпуска. Это снижает токсичность выхлопных газов, однако отрицательно влияет на мощность двигателя (только двигатель MU).