Регулировка детонации
Электронная система зажигания, «Ke-Motronic»
Детонация, возникающая при слишком раннем зажигании (см. об этом также в главе «Топливо») вредна для двигателя, так как вызывает его перегрев, повреждения подшипников и поршней.
Сдругой стороны, мощность двигателя больше всего именно тогда, когда установлено как можно более ранее зажигание — двигатель работает почти на грани детонации. Детонация возникает под влиянием множества факторов (качество топлива, наличие отложений в камерах сгорания и т.д.) Поэтому, чтобы защититься от нее, приходится делать большой «интервал безопасности», регулируя опережение зажигания (именно так поступают, если система зажигания обычная) или обзаводиться «наблюдателем», который определяет, не началась ли детонация — системой регулировки детонации.
Принцип действия регулировки детонации
Процесс сгорания топлива в цилиндрах находится под надзором так называемого датчика детонации, который установлен слева на картере двигателя. Этот датчик «чувствует», когда колебания двигателя вместо обычных равномерных становятся неравномерными. Эта информация передается с датчика детонации на модуль управления.
Затем происходит следующее: после того, как поступил сигнал «детонация при последней вспышке», расчетное опережение зажигание последующих цилиндров не меняется, так как в них сгорание протекает нормально. Однако опережение зажигания того цилиндра, в котором зафиксирована детонация, сдвигается назад примерно на 3*. Следует заметить, что такое происходит только с этим цилиндром. Опережение зажигания других сохраняется неизменным.
Если после этого детонация в данном цилиндре не исчезает, при следующем рабочем цикле зажигание в нем сдвигается назад еще на 3′. Максимальная задержка зажигания составляет 15″ по сравнению с расчетным опережением.
Если после того в данном цилиндре сгорание топлива снова начинает идти в нормальном режиме, после небольшого ожидания снова устанавливается на более ранний срок. Это делается шагами примерно по 0,5′, после чего следует пауза на несколько рабочих циклов, прежде чем опережение зажигания сдвигается вперед ещена 0,5″.
Так продолжается до тех пор, пока не восстановится первоначальная величина опережения зажигания или датчик снова не сообщит о появлении детонации.
Датчик детонации
В этом датчике установлен кусочек так называемой «пьезоке-рамики», вроде той, что высекает искры в газовой зажигалке. Механические усилия (растяжение, сжатие), которые воздействуют на пьезокерамику, преобразуются в электрические импульсы. Неравномерных колебаний двигателя, возникающих при детонации, достаточно, чтобы датчик сработал.
Коммутатор транзисторной системы зажигания (1) закреплен болтами в нижней части левой передней стойки кузова. Чтобы до него добраться, необходимо снять полку под щитком приборов и обивку пространства для ног водителя (2)
Модуль управления электронной системы зажигания (1) также находится на передней стойке кузова, только правой. На фото показан модуль управления системы зажигания пятицилиндрового двигателя. Этот узел защищен правой панелью обивки пространства для ног (2), которая на фото снята