Как уже говорилось, привод клапанов осуществлять зубчатым ремнем. Он вращает распределительный со скоростью вдвое ниже скорости вращения коленвала. Также распределительный вал приводит в движение водяную помпу (только у пятицилиндровых двигателей, промежуточный вал (только у четырехцилиндровых двигателей).
Снятие кожуха зубчатого ремня
У четырехцилиндрового двигателя с металлическим кожухом зубчатого ремня отверните обе передние крышки головки цилиндров, а также болт с внутренним шестиугольником на торцевой стороне верхней части кожуха теперь последнюю можно снять.
В большинстве случаев достаточно снять верхнюю часть кожуха. Если нужно снять и нижнюю часть, то:
• Снимите клиновой ремень.
• Снимите шкивы с коленчатого вала и водяной пом!
• Выверните болт(ы) и гайки нижней части кожуха этого ремня и снимите ее.
• При установке кожуха болты, крепящие шкивы, нужно затягивать с усилием 20 Нм, гайки и болты кожуха зубчатого ремня — с усилием 10 Нм.
• Четырехцилиндровые двигатели с пластмассовым кожухом зубчатого ремня: разъедините две защёлки крепящие верхнюю часть кожуха.
• Снимите верхнюю часть кожуха по направлению вв
• При установке следите за тем, чтобы нижняя кромки верхней части кожуха точно совместилась с краем нижней части, иначе ее крепление будет ненадежным.
• Нижняя часть кожуха снимается так же, как и прим шаяся ранее металлическая.
• На пятицилиндровых двигателях сначала снимите облицовку радиатора
• Выверните обе гайки с внутренним шестиугольник! торцевой стороне кожуха, снимите кожух зубчатого ремня
• Выверните болты, крепящие нижнюю часть кожуха зубчатого ремня.
• При установке все болты затягивайте с усилием 10 Нм.
При сборке кожуха зубчатого ремня следите за правильностью установки его прокладок.
Проверка состояния зубчатого ремня
• Снимите кожух зубчатого ремня.
• Зубчатый ремень не должен быть замасленным или потрескавшимся.
• Боковые поверхности зубьев должны быть исправными и не иметь следов износа.
• Чтобы ремень можно было осмотреть по всей длине, проверните двигатель (см.выше).
• Изношенный зубчатый ремень обязательно заменяйте!
Проверка натяжения зубчатого ремня
• Снимите кожух зубчатого ремня.
• На наших двигателях «Ауди» натяжение ремня проверяется в следующих местах:
• Четырехцилиндровый двигатель между звездочками распределительного вала и промежуточного вала.
• Пятицилиндровый двигатель: между звездочкой распределительного вала и шкивом водяной помпы.
• Если зубчатый ремень имеет правильное натяжение, в холодном состоянии, взявшись за него большим и указательным пальцем, ремень можно перекрутить на 90′.
Свист после пуска двигателя в холодную погоду, усиливающийся на высоких оборотах, указывает на то, что зубчатый ремень натянут слишком туго.
Регулировка натяжения зубчатого ремня
• Как правило, сначала необходимо снять кожух зубчатого ремня.
• На станциях техобслуживания регулировку зубчатого ремня четырехцилиндровых двигателей производят с помощью специального приспособления — гайковерта, например, «Matra V 159».
• Зажмите гайковертом эксцентрик ролика натяжителя зубчатого ремня.
• Отверните зажимную гайку на переднем торце ролика натяжи-теля.
• Поворачивая ролик натяжителя по часовой стрелке, Вы натягиваете зубчатый ремень.
• По окончании регулировки затяните зажимную гайку с усилием 45 Нм.
• Как обойтись без гайковерта, описано ниже в примечании
• На пятицилиндровом двигателе ослабьте болты, крепящие водяную помпу и натяните ремень, повернув корпус помпы влево (т.е. вверх)
• После того, как ремень будет как следует натянут, затяните болты крепления водяной помпы с усилием 20 Нм.
Если у Вас нет гайковерта, можно отрегулировать натяжение зубчатого ремня четырехцилиндрового двигателя следующим образом: вставьте крепкую отвертку в одно из отверстий звездочки распределительного вала и поверните звездочку на небольшой угол влево, чтобы разгрузить ремень. После этого отверните зажимную гайку и вставьте маленькую отвертку наискосок в одно из отверстий эксцентрика. Таким образом его можно поворачивать, пока натяжение ремня не придет в норму. Само собой разумеется, при этом звездочка распределительного вала должна быть заблокирована. В последнюю очередь затянуть зажимную гайку и еще раз проверить натяжение ремня.
Замена зубчатого ремня
У пятицилиндрового двигателя эту операцию можно провести лишь с помощью специального инструмента фирмы V.A.G. Чтобы снять зубчатый ремень, необходимо ослабить крепления демпфера колебаний, установленного спереди на коленчатом валу, и затем снова затянуть их с помощью специальной насадки для динамометрического ключа и держателя. Если двигатель четырехцилиндровый, нужно действовать следующим образом:
• Установите поршень в 1 -м цилиндре в в.м.т. (см.выше).
• Снимите кожух зубчатого ремня.
• Ослабьте ремень (см.предыдущий раздел) и снять.
• Установите новый ремень. Если положение звездочек коленчатого и распределительного валов не менялось, фазы газораспределения не нуждаются в регулировке.
• Тем не менее, для верности перед окончательной сборкой их нужно проверить (см.следующий раздел).
• Если головка цилиндров снималась, фазы газораспределения необходимо регулировать в любом случае.