Клапанный привод и кривошипно-шатунный механизм двигателя нормально взаимодействуют только в том случае,если правильно отрегулированы фазы газораспределения. Их неправильная регулировка снижает мощность двигателя и в экстремальных случаях может привести к выходу двигателя из строя, если не закрытые своевременно клапаны столкнутся с поршнями. Регулировка фаз газораспределенияу четырех- и пятицилиндровых двигателей производится различным образом.
Во избежание ошибок следует помнить — or износа фазы газораспределения не меняются. Регулировать их нужно только один раз, если снимался зубчатый ремень.
Четырехцилиндровый двигатель
• Поверните звездочку распределительного вала таким образом, чтобы метка на тыльной стороне звездочки совпала с кромкой
крышки головки цилиндров (см. фото слева вверху на стр.25).
• Если кожух зубчатого ремня пластмассовый, снимите заднюю часть этого кожуха.
• Если нужно провернуть распределительный вал, это следует делать только тогда, когда ни один из поршней не находится в положении в.м.т., иначе могут выйти из строя клапаны или днища поршней.
• Наложите зубчатый ремень на звездочки коленчатого и промежуточного валов.
• Закрепите шкив болтом на коленчатом валу. При этом необходимо установить его в правильное положение: в зависимости от модификации двигателя, должен либо войти в паз штифт фиксатора шкива, либо крепежные отверстия шкива могут быть проделаны асимметрично. В этом случае все крепежные отверстия должны совпасть с отверстиями фланца коленчатого вала.
• Поверните коленчатый вал таким образом, чтобы риска на шкиве была обращена вверх.
• Совместите метку на звездочке промежуточного вала с риской на шкиве клиноременной передачи (см. фото вверху справа).
• Наложите зубчатый ремень, при этом следите за тем, чтобы положение различных звездочек не менялось.
• Натяните зубчатый ремень.
• Снимите крышку распределителя и проверьте, совмещен ли его ротор с риской на кромке распределителя.
• Если это не так, ослабьте болт, крепящий распределитель.
• Поворачивайте распределитель до тех пор, пока его бегунок не совместится с риской, при необходимости выньте распределитель и вставьте снова.
• Снова затяните болт крепления распределителя.
• Проверните двигатель на два полных оборота и еще раз проверьте регулировку.
• Перед установкой задней части кожуха зубчатого ремня еще раз снимите шкив коленчатого вала.
• Затяните болты крепления шкива (порядок его установки см.выше) с усилием 20 Нм.
• Отрегулируйте зажигание.
Четырехцилиндровый двигатель: при наложении зубчатого ремня на звездочку метка (2) на тыльной стороне звездочки распределительного вала должна совпасть с кромкой (1).
Одновременно шкив на коленчатом валу и звездочку промежуточного вала нужно повернуть таким образом,чтобы риска на шкиве совпала с меткой на звездочке промежуточного вала
Пятицилиндровый двигатель
• Поверните звездочку распределительного вала таким образом, чтобы метка керном на его тыльной стороне оказалась на одном уровне с кромкой крышки головки цилиндров (см. фото слева внизу). При этом ни один из поршней не должен находиться в в.м.т., иначе при повороте распределительного вала могут быть повреждены клапаны или днища поршней.
• Совместите метку в.м.т. на маховике с меткой в отверстии катера сцепления или воспользуйтесь меткой на шкиве (см.фото справа внизу).
• Наложите зубчатый ремень, не меняя положения коленчатого и распределительного валов.
• Натяните зубчатый ремень.
• Проверните двигатель на два полных оборота и еще раз проверьте регулировку.
• Проверьте положение распределителя зажигания, как описано выше для четырехцилиндровых двигателей.
• Отрегулируйте зажигание.
Снятие распределительного вала
• Снимите переднюю часть кожуха зубчатого ремня (см. выше).
• Снимите крышку головки цилиндров (см.выше).
• Установите коленчатый вал в положение в.м.т. 1-го цилиндра.
• Ослабьте зубчатый ремень (см.выше) и снимите его со звездочки распределительного вала.
• Снимите с головки цилиндров дополнительный вакуумный насос усилителя тормозной системы (только у пятицилиндровых двигателей).
• Пометьте и снимите крышки подшипников распределительного вала:
• Сначала крышки 1-го и 3-го подшипников (отсчет начинается спереди), затем 2-го и 4-го. Гайки крышек отворачивайте попеременно в шахматном порядке.
• При установке распределительного вала необходимо учесть следующее:
• Распределительный вал необходимо устанавливать таким образом, чтобы кулачки 1-го цилиндра были обращены вверх.
• Отверстия крышек подшипников сделаны не по центру: это необходимо учесть при их установке.
• Крышки подшипников распределительного вала необходимо устанавливать на прежние места согласно ранее сделанным меткам.
Регулировка фаз газораспределения пятицилиндрового двигателя:метка (2) на звездочке распределительного вала должна быть выровнена с верхней кромкой крышки головки цилиндров. На коленчатом валу нужно выровнять метку (4) на шкиве клино-ременной передачи с установочным выступом (3). При этом следите за меткой в.м.т. на болте крепления шкива
При снятии распределительного вала сначала снимаются крышки 1 -го и 3-го подшипников. Только после этого попеременно, в шахматном порядке, отверните гайки, крепящие крышки 2-го и 4-го подшипников. При сборке крышки устанавливать на прежние места. После установки коленчатого вала запускать двигатель сразу нельзя: нужно дать гидравлическим толкателям время установиться
• Сначала попеременно в шахматном порядке затяните гайки крышек 2-го и 4-го подшипников, затем 1-го и 3го. Усилие затяжки 20 Нм.
• Если звездочка распределительного вала снималась, затяните ее крепление с усилием 80 Нм. Шпонка на распределительном валу должна входить в паз отверстия звездочки.
• После установки распределительного вала не запускайте двигатель в течение 30 минут, чтобы гидравлические толкатели могли «установиться» (см.выше).
• Обязательно проверить регулировку фаз газораспределения (см.выше).