Через двигатель постоянно прокачивается 7 или 8 (у четырех и пятицилиндровых двигателей соответственно) литров охлаждающей жидкости. Эту задачу выполняет водяная помпа. Этот агрегат, приводимый в движение клиновым ремнем (у четырехцилиндровых двигателей) или зубчатым ремнем (у пятицилиндровых двигателей), разгоняет водяной поток маленькой турбиной, расположенной внутри корпуса.
Куда именно потечет охлаждающая жидкость по многочисленным шлангам и каналам, зависит от ее температуры в данный момент:
Если двигатель еще не прогрет до рабочей температуры, охлаждающая жидкость движется по «малому кругу», который включает в себя двигатель и теплообменник отопителя.
У карбюраторных двигателей к малому кругу охлаждающей жидкости подключена также водяная рубашка впускного коллектора.
При температуре примерно 85-85″ С термостат открывает «большой круг» охлаждающей жидкости, в который включается радиатор. Если температура охлаждающей жидкости поднимается еще выше и достигает 92″ С даже в радиаторе, в действие вступает вентилятор, который помогает охлаждению радиатора.
Закрытая система охлаждения
При рабочей температуре в системе охлаждения создается избыточное давление в 1,2-1,5 бар, благодаря чему температура кипения охлаждающей жидкости поднимается значительно выше 100″ С. Таким образом, создается известный резерв температуры. Двигатель может разогреваться свыше 100″, не рискуя «закипеть».
Нужное давление в системе охлаждения создается благодаря крышке расширительного бачка, в которую вмонтированы клапан высокого давления (1,2-1,5 бар) и клапан низкого давления (0,060,1 бар). Через клапан низкого давления в систему охлаждения впускается воздух, если охлаждающая жидкость остыла и уменьшилась в объеме.
В крышку (2) расширительного бачка для охлаждающей жидкости (1) вмонтированы клапаны высокого и низкого давления. На передней стенке бачка имеется метка уровня (3), на которую указывает стрелка с надписью «Minimum»