На «Ауди» установлен вентилятор системы охлаждения с электрическим приводом, который включается только при необходимости. Таким образом экономится мощность двигателя и, следовательно, топливо.
Поэтому слева сзади радиатора на четырехцилиндровых двигателях или слева снизу радиатора на пятицилиндровых двигателях (направление везде указано по ходу автомобиля) установлен термовыключатель. Когда он «чувствует», что текущая мимо него охлаждающая жидкость, пройдя радиатор, остается слишком горячей, он включает вентилятор.
Этот термовыключатель выключает вентилятор, если температура жидкости в нижнем бачке радиатора упала ниже определенной величины. Температура включения и выключения вентилятора следующая:
Модификация | Температура включения | Температура выключения |
Односкоростной | 92-97º С | 84-91º С |
Двухскоростной 1 -я скорость 2-я скорость |
92-97º С 99-105º С |
84-91º С 91-98º С |
Двухскоростной вентилятор системы охлаждения
Некоторые модификации двигателя «Ауди» имеют двухскоростной вентилятор системы охлаждения. При большой нагрузке на двигатель и, соответственно, повышении температуры охлаждающей жидкости, термовыключатель включает вентилятор с повышенной скоростью. Это становится возможным благодаря двухступенчатому термовыключателю (см.таблицу выше), который через дополнительное реле включает вторую цепь питания мотора вентилятора.
В некоторых модификациях «Ауди-80» — например, с установленным на заводе фаркопом или у автомобилей, выпущенных для стран с преобладающим жарким климатом — рядом с упомянутым выше вентилятором установлен дополнительный. Его привод осуществляется клиноременной передачей от первого вентилятора. У моделей с пятицилиндровым двигателем для второго вентилятора системы охлаждения под капотом нет места. Поэтому, если на заводе на автомобиль монтируется фаркоп, на него также устанавливаетсяболее мощный мотор вентилятора.
Электрическая коммутация
Коммутация включения вентилятора выглядит следующим образом:
• Термовыключатель управляет включением мотора вентилятора не непосредственно, а через реле 2 в центральном коммутаторе (см.соответствующий раздел в конце Руководства). Термовыключатель включен в цепь управления и определяет, когда должны замыкаться контакты реле, подавая на мотор вентилятора ток с клеммы 30 (постоянно находящейся под током). В саму цепь управления ток подается только после включения зажигания через клемму X, и следовательно, контакты реле могут замыкаться только тогда, когда зажигание включено.
• Если вентилятор системы охлаждения Двухскоростной, то, соответственно, его коммутация также двойная: двухступенчатый термовыключатель управляет через реле включением второй скорости мотора вентилятора.
Поскольку цепь управления вентилятора системы охлаждения коммутируется через клемму X, из этого следует, что вентилятор системы охлаждения, будь то одно-или Двухскоростной, не может включиться при выключенном зажигании.
По-другому обстоит дело, если автомобиль оборудован так называемой системой автономного включения вентилятора системы охлаждения. В этом случае вентилятор может внезапно заработать и тогда, когда двигатель стоит. Будьте осторожны, когда возитесь под капотом!